1000 MIGLIA

13.05.2013

1000 MIGLIA

percorso-2013v2_en.gif

Милле Милья (итал.Mille Miglia=тысяча миль) — гонка на выносливость по дорогам общественного пользования, проводившаяся в Италии с 1927 по 1957 года (тринадцать раз до Второй мировой войны и одиннадцать раз после).

Mille Miglia, как и другие подобные ей гонки (более старая Targa Florio и более поздняя Carrera Panamericana), сделала популярными автомобили класса Гран-туризмо и прославила такие автомобильные марки, как Alfa Romeo, Ferrari, Maserati и Porsche.

Mille Miglia всегда проводилась на дорогах общего пользования, которые на время гонки даже не перекрывались. Поэтому организаторам на протяжении всего маршрута пришлось выставлять специальные указатели, чтобы сориентировать гонщиков. Позже этот указатель в виде стрелки стал официальным символом Mille Miglia.

logo.png

В отличие от современного ралли, в котором машины стартуют с минутным интервалом и при этом первыми на трассу уходят профессиональные экипажи на более совершенной технике, Mille Miglia открывалась стартом самых медленных машин. Это упрощало организацию гонки, поскольку сокращалось время проведения старта, и уже не нужно было перекрывать дороги на длительный срок. Также сокращение времени старта облегчало жизнь маршалов, следивших за огромной толпой болельщиков. Автомобили получали номера в соответствие с их стартовым временем. Например, в 1955 году прототип Mercedes-Benz 300 SLR Стирлинга Мосса и его штурмана Дениса Дженкинсона получил номер 722, потому что стартовал из Брешии в 7:22 утра. Первая же машина отправилась в путь в 21:00 предыдущего дня. В первые годы проведения Mille Miglia победителям требовалось более 16 часов, чтобы преодолеть дистанцию, они стартовали поздним вечером и заканчивали гонку на закате следующего дня.

Гонка в предвоенный период
Mille Miglia была организована двумя молодыми людьми: Аймо Магги (Aymo Maggi) и Франко Маззотти (Franco Mazzotti), после того, как их родной город Брешия лишился Гран-при Италии, уступив право проведения гонки Монце. Вместе с компанией состоятельных сторонников они выбрали маршрут от Брешии до Рима и обратно. Длина дистанции оказалась равной 1600 км (1000 миль), что и дало название гонке. В разные года маршрут немного варьировался, и, соответственно, изменялась его длина.

Первая Mille Miglia стартовала 26 марта 1927 года. В ней приняли участие 77 экипажей, и все они были итальянскими. Победитель пересек финишную черту через 21 час 4 минуты и 48 секунд после старта. Все гонщики, оказавшиеся на пьедестале, выступали на одинаковых автомобилях местной для Брешии марки О. М.

Тацио Нуволари выиграл Mille Miglia в 1930 году, выступая на Альфа-Ромео. Стартовав после своего напарника по команде Ахилле Варци, который быстро захватил лидерство, Нуволари всю гонку провел за его спиной. В тусклом свете утренней зари Нуволари был невидим для Варци в зеркалах заднего вида, поскольку он шел с выключенными фарами, однако перед самым финишем, на одном из прямых участков, Нуволари «вслепую» обошёл Варци и занял первое место.

Mille Miglia всегда пользовалась популярностью у итальянских гонщиков и производителей, но, тем не менее, 3 гонки все же удалось выиграть экипажам из других стран. Такую, пусть и незначительную конкуренцию итальянцам смогли составить лишь пилоты из Германии. В 1931 году Рудольф Караччиола, известный своими выступлениями в гонках Гран-при, и его механик Вильгельм Себастьян (Wilhelm Sebastian) одержали победу на своем доработанном Mercedes-Benz SSK. Это был первое из трех поражение итальянцев, ведь Караччиола был немцем, несмотря на итальянскую фамилию. Его победа стала для всех большой неожиданностью, потому что из-за разразившегося в то время экономического кризиса он почти не получал заводской поддержки. У него не хватало механиков, поэтому после очередного пит-стопа им приходилось очень быстро перемещаться по Италии, срезая напрямик все изгибы маршрута гонки, чтобы успеть к следующей зоне обслуживания быстрее гоночного экипажа.

Проведение гонок было приостановлено Муссолини после трагического инцидента, произошедшего в 1938 году и унесшего жизни нескольких зрителей. С момента возобновления Mille Miglia в 1940 году и вплоть до начала войны в Италии она дублировала Гран-при Брешии и проходила по короткому 100-километровому кольцу, которое гонщики преодолевали 9 раз. Также в 1940 году состоялся дебют Энцо Феррари, владевшего тогда маркой ААС (Auto Avio Costruzioni), который выставил на гонку модель Tipo 815. Напряжение, несвойственное первым гонкам, росло вместе с конкуренцией, которую составляли итальянцам гонщики из Германии. Победителями в 1940 году стали немцы Хашке фон Ханштейн и Вальтер Баумер (Walter Baumer), установив абсолютный для Mille Miglia на то время рекорд скорости — 166 км/ч.

Гонка после Второй мировой войны
Итальянцы продолжили доминировать в Mille Miglia и после войны, маршрут которой вернули к традиционному большому кольцу по Италии. Mercedes блеснул еще раз в 1952 году, когда на Mercedes-Benz 300 SL, известном как «Крыло чайки», экипаж Карла Клинга и Ганса Кленка занял второе место. Через год они выиграли другую, не менее легендарную гонку, Carrera Panamericana. В том же году в гонку вернулся Караччиола, но попал в аварию.

Среди гонщиков из других стран на подиум Mille Miglia в 1950-х годах смогли подняться: Хуан Мануэль Фанхио, Петер Коллинс и Вольфганг фон Трипс. С 1953 по 1957 год Mille Miglia даже была этапом мирового чемпионата World Sportscar championship.

В 1955 году Mercedes предпринял еще одну попытку одержать победу в Mille Miglia с новой, более мощной и лучше подготовленной машиной — Mercedes-Benz 300 SLR. Она была создана на основе болида Формулы-1 1954 года, а не Mercedes-Benz 300 SL.

На извилистых маршрутах Mille Miglia молодые гонщики, такие как немец Ганс Геррманн, зарекомендовавший себя выступлениями в команде Porsche, и британец Стирлинг Мосс полагались на помощь штурманов. Более опытные гонщики предпочитали отправляться на гонку в одиночестве. После трагической гибели своего штурмана в Южной Америке Хуан Мануэль Фанхио выступал один, решив, что гонки — слишком опасное занятие, чтобы рисковать ещё чьей-либо жизнью. Так же поступал Карл Клинг, четвертый гонщик Mercedes.

Мосс и его штурман, автожурналист Дэнис Джекинсон, прошли шесть кругов для разведки трассы. При этом Дженкс делал пометки на рулонах бумаги общей длиной около 4,5 м. Во время гонки Джекинсон читал свои заметки и давал указания Моссу с помощью жестов. Так была создана первая в мире стенограмма, которая очень помогала экипажу: Моссу приходилось соревноваться с итальянскими гонщиками, которые намного лучше него знали эту местность и все дороги, а стенограмма свела на нет их «естественное» преимущество.

Ганс Геррманн, ранее уже выступавший на Mille Miglia под номером 704, показывал отличную скорость. В 1954 году он провел поразительную гонку, когда в последний момент сумел обогнать скоростной поезд на Рим. Ганс управлял очень низким Porsche 550 Spyder, и когда шлагбаум на переезде начал закрываться, он понял, что тормозить уже поздно. Гонщик ударил по заднику шлема своего штурмана, чтобы тот пригнулся, надавил на газ и, буквально, пролетел под шлагбаумом, перед самым носом поезда. Удача отвернулась от Геррманна в 1955 году, и он выбыл из гонки после отказа тормозной системы. В тот год Клинг тоже не добрался до финиша.

Команда Мосса и Дженкинса на Mercedes-Benz 300 SLR показала время в 10 ч 7 мин 48 сек. Тогда же победным экипажем был установлен и новый рекорд скорости — 159,65 км/ч, который так никто и не смог побить до закрытия гонки в 1957 году. Фанхио прибыл на несколько минут позже, но учитывая, что стартовал он на 24 минуты раньше Мосса, в итоге проиграл первому месту полчаса.

Конец классической Mille Miglia

Memorial_MM.jpg
Мемориал в память о погибших на Mille Miglia, возведенный на месте трагедии

Mille Miglia была закрыта в 1957 году после аварии в деревне Гуидиццоло, унесшей жизни гонщика Альфонсо де Портаго, его штурмана Эдмунда Нельсона (Edmund Nelson) и еще одиннадцати зрителей. Предположительно, причиной той аварии послужил взрыв колеса. Всю вину за произошедшее возложили на команду Ferrari, за которую выступал Портаго, сославшись на то, что ради экономии времени они вовремя не поменяли колеса.

С 1958 по 1961 год Mille Miglia представляла собой небольшую раллийную гонку, состоящую из нескольких спецучастков и соединявших их дорог общественного пользования, на которых гонщикам приходилось соблюдать скоростной режим. Но в 1961 году и она была закрыта.

В 1977 году Mille Miglia возродилась под названием Mille Miglia Storica, став гонкой раритетных автомобилей. В ней допускаются к участию машины, выпущенные до 1957 года. Хотя это все те же гоночные болиды, устанавливавшие когда-то рекорды скорости, теперь, чтобы преодолеть тот же самый маршрут классической Mille Miglia, им требуется несколько дней. Правила были изменены таким образом, что определяющим фактором стало соблюдение гонщиками скоростного режима, а не максимальная скорость. Парад классических автомобилей, предваряющий каждую гонку, позволил Mille Miglia заслужить титул «самой красивой дорожной гонки в мире». О Mille Miglia Storica в 2007 году был снят документальный фильм «Mille Miglia — The Spirit of a Legend».



Возврат к списку